Из истории Спас-Деменска

КАЛУЖСКАЯ ЗЕМЛЯ.

РОДНОЙ СПАС-ДЕМЕНСКИЙ КРАЙ.

KALUZHSKAYA LAND. NATIVE SPAS-DEMENSKIY EDGE.

 

ИЗ  ИСТОРИИ ГОРОДА СПАС-ДЕМЕНСКА

FROM HISTORY of the Town SPAS-DEMENSK

  

Самую первую  и самую раннюю дату упоминания Спас-Деменска (как волости Демена) находим  в исторических документах   1446 года – в «Литовских метриках» в  дарственной грамоте короля литовского Казимира за верную службу «Князю Фёдору  Воротынскому  Демена»,  адресованной князю Фёдору Львовичу Воротынскому. До этого эта земля принадлежала литовцам. Именно эту дату мы принимаем за дату основания  г.Спас-Деменска (тогда ещё волости Демина Смоленского княжества).  Затем  1494 год-эта дата была найдена в архивах нашим старейшим краеведом, бывшим учителем школы № 1 Т.Ф.Силаевым в документах о переговорах о волостях между Москвой и Литвой, в результате которых смоленские пригороды, которые великий князь литовский Александр Казимирович хотел оставить за Литвой, перешли в московскую сторону. Потом ещё  Спас-Деменск как  волость Демина упоминается в 1503 и 1505-х годах в Перемирной грамоте  между Москвой и Литвой и в завещании царя Иоанна III, государя всея Руси своим пятерым сыновьям. По административной реформе 1708 года, проведённой Петром I, спас-деменские земли вошли в Мосальский уезд Калужской провинции, которая входила в Московскую губернию. В 1796 году императрица Екатерина II  провела третью реформу. Было образовано Калужское наместничество, куда вошёл Мосальский уезд с населением более 16420 человек, а через 20 лет оно было преобразовано в Калужскую губернию. В конце XVIII века Спас-Деменск был селом «Спасским, что в деменской волости». Здесь стояла деревянная Преображенская церковь, а затем было построено ещё два храма. Позднее, в 1818 году, подполковником М.П.Нарышкиным и на церковно – кошельковую сумму (собирал народ) был построен новый каменный храм Преображения Господня (сейчас называется Спасо -Преображенская церковь). По сути дела, в то время село Спас-Деменское было купеческо-ремесленным поселением. В нём жили купцы, ремесленники, мещане и крестьяне. Самыми известными купцами были двоюродные братья Николай и Михаил Дамановы. В селе Спас-Деменское ежегодно проводилось десять ярмарок – больше, чем в Калуге. Назрела необходимость в строительстве железной дороги, инициатором в прокладке которой выступило местное купечество, торговавшее зерном, льняным и конопляным маслом, пенькой, верёвочным материалом, кожами, имевшими спрос в других регионах России и за рубежом. Осенью 1897 года начались подготовительные работы, а 21 декабря  1899 года было открыто правильное пассажирское движение на участке Данков – Смоленск. Также были построены и действовали  школа, аптека, больница, гимназия, почтово-телеграфная контора, гостиный двор, электростанция, паровая мельница. Так выглядел Спас-Деменск в то время: «…В городе была церковь, немощёная улица, было много лавок и лавочек, кабак, большая коновязь посреди площади, железнодорожная станция, где всегда слышалось движение – дыхание локомотивов, свистки сцепщиков, гудки стрелочников. Пульса города не чувствовалось – редкие пешеходы, ещё редкие повозки – всё как в тихом уездном захолустье». И в это, и в последующее время именно железнодорожники вносили разнообразие в тихую жизнь нашего городка. Это было как отдельное государство- свой клуб, ясли – сад, отличный духовой оркестр. Именно по инициативе железнодорожников началось  строительство нового района, который стал называться Черёмушки.  Наступила революция. В 1921 году постановлением ВЦИК был образован Спас-Деменский уезд Калужской губернии, куда вошли 16 волостей от Мосальского уезда, а сам Спас-Деменск получил статус города ещё в 1917 году.  Общая площадь уезда составляла 206079 десятин, в том числе под лесом - 70789. В 1929 году было проведено изменение в районировании страны, в результате которого Калужская область была упразднена, упразднился и  Спас-Деменский уезд и образовался Спас-Деменский район, который вошёл в Сухинический округ Западной области с центром в г.Смоленске. Новое время пришло. Начали мостить дорогу на Большой Советской (нынешней Советской улице). Песок для укладки камня рыли на окраине Спас-Деменска за больницей. Так образовалась знаменитая Суховская горка. 27 сентября 1937 года была образована Смоленская область, куда и вошёл Спас-Деменский район. 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, в составе которой и сейчас находится наш район.

 

The first and the earliest date of the mentioning of Spas-Demensk (as volosti Demena) find in historical documents in 1446 - in "Lithuanian metrics" in grant credentials of the king lithuanian Kazimir for true service "Prince Fyodor Vorotynskiy Demena", addressed prince Fyodor Livovich Vorotynskiy. This land belonged to lithuanias before. Exactly this date we take as year of foundation of Spas -DEMENSK (at that time it was volost Demina Smolenskogo principality).  Then 1494-this date was found in archive the most old Regional Studies, former teacher of the school   1 T.F.SILAEVYM in the document about negotiations about volosts between Moscow and Lithuania, as a result smolenskie suburbs, which grand duke lithuanian Alexander Kazimirovich wanted to leave for Lithuania, have alterred  in moscow side. Afterwards  Spas-Demensk as volost  Demina is mentionned in 1503 and 1505 years in Peremirnoy credentials between Moscow and Lithuania and in testament reigning Ioanna III, sovereign of All Russia to his five sons. On administrative reform 1708, conducted by Peter I, the lands of Spas-Demensk fell into Mosaliskiy district Kaluzhskoy provinces, which fell into Moscowprovince. In 1796 empress Catherine II has conducted the third reform. It was formed Kaluzhskoe namestnichestvo, where Mosaliskiy district entered with population more than 16420people, but in 20 years it was transformed in Kaluzhskuyu provinces. At the end of the XVIII century Spas-Demensk was a village "Spasskim that in demenskoy volosti". There was wooden Preobrazhenskaya church, and afterwards two temples were built. Later, in 1818, lieutenant colonel M.P.NARYSHKIN and on church - purse amount (collected folk) was built new stone temple of the Transfiguration Gospodnya (presently is identified Spaso-Preobrazhenskaya church). On essences of the deal, in that time village Spas-Demenskoe was merchant's-craft settling. Merchants, handicraftsmen, middle classes and peasants lived there. The famous merchants  were cousins Nikolay and Mihail Damanovy. In village Spas-Demenskoe was annually conducted ten fairs - more, than in Kaluga. It was an urgent problem in construction of the railway, initiators were the local merchants, traded by grain, linen and hemp mask, hemp, material, skin, trere was a great demand in the other regions of  Russia and overseas. In  Autumn 1897 began starting-up work, and in December, 21 1899 was opened correct passenger motion on area Dankov - Smolensk. Also, were built and acted the school, drugstore, hospital, gymnasium, postal-telegraph office, guests courtyard, power station, steam mill. So looked Spas-Demensk in that time: " There was a church, unpaved street, many commissaries and small bench, pub, big hitching post in the middle area, railway station, where was always heard motion - a breathing locomotive, whistle of, couplers, switchman’s beep. The Pulse of the city did not  felt - a rare pedestrians,  rare vehicles - all as in a quiet boondocks district ". And in this, and at the following time exactly railwaymen contributed the variety in calm life of our borough. This was as separate state- its club, creche-garden, excellent brass band. Exactly construction of the new region began on the initiative of railwayman, which was named Cheryomushki. The revolution has approached. In 1921 resolution VCIK was formed Spas-Demenskiy district Kaluzhskoy province, where entered 16 volostey from Mosaliskogo district, but itself Spas-Demensk has got the status of the town as far back as 1917.  The General area of the district formed 206079 tithes, including under wood - 70789. Change was organized in 1929 in division into districts , as a result Kaluzhskaya area was abolished, abolished and Spas -Demenskiy district and was formed Spas-Demenskiy region, which fell into Suhinicheskiy district of the West area with the centre in g.Smolenske. New time came. They have begun to pave the road on Big Soviet (the present Soviet street). Sand for stowage stone snout on fringe Spas-Demenska for hospital. So was formed a famous Suhovskaya hutch. In September 27 1937 was formed Smolenskaya area, where entered Spas-Demenskiy region. In July 5 1944 Edict of the Presidium of the SUPREME SOVIET USSR was formed Kaluzhskaya area, in composition which and is presently found our region.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".